Компьютер. Радиоэлектроника. Блоки питания. Справочники. Источники питания. Радиосвязь

Проводка на зажигание иж планета 3

В 1970 году в производственной программе Ижевского мотозавода появилась модель ИЖ Планета 3.

В отличие от предшественника с индексом «2» мотоцикл получил новой формы бензобак, более мощный двигатель и указатели поворотов.

Особенности мотоцикла

Среди особенностей можно отметить:

  1. Генератор Г36М7, который позднее модифицировали;
  2. Реле-регулятор напряжения РР-1;
  3. Катушку зажигания ИЖ 56;
  4. Реле указателей поворотов РС419.

Справочно: Установка габаритов и поворотников применялась впервые на отечественных мотоциклах.
В целом, за прогрессивность конструкции и высокое качество модель ИЖ Планета 3 получила государственный знак качества, который можно увидеть на видео прошлых лет.

Переделка электросхемы на работу без аккумулятора

В отличие от автомобилей, имеющих закрытое расположение двигателя и электропроводки, детали мотоцикла ИЖ Планета 3 больше других подвержены воздействию внешних факторов:

  1. Дождю и снегу;
  2. Прямым солнечным лучам;
  3. Механическим повреждениям от кустарников.

Заводская инструкция предусматривает:

  1. Необходимость постоянной проверки уровня электролита в банках, т.к. при наклонах мотоцикла он неизбежно вытекает;
  2. Необходимость постоянной проверки плотности электролита. Это вынуждает владельцев мотоциклов иметь под рукой ареометр, дистиллированную воду и соляную кислоту для восстановления своими руками нужной плотности.

Этапы доработки электрооборудования

Вся процедура перехода на без аккумуляторную схему сводится к:

  1. Замене компонентов на 12 вольтовое оборудование;
  2. Переделке генератора, а иногда и его заимствовании с другой модели;
  3. Замене ламп с 6В на 12 В.

Справочно: схема проводки на ИЖ Планета 3 существенно не меняется – заменяются лишь цепи генератора, катушки и реле-регулятора напряжения.

Генератор

Основная сложность переделки генератора заключается в изготовлении специального промежуточного кольца. Для этого требуется помощь токаря — кольцо вытачивается на токарном станке .


Также в кольце:

  1. Просверливаются два 6 мм отверстия - для возможности закрепления кольца на правой половине картера;
  2. Для крепления генератора к кольцу просверливаются три М5;
  3. На кольце вырезается сегмент, облегчающий установку под перегородкой правой половины картера;
  4. Вырезы под приливы крышки картера делаются справа и снизу.

На схеме цифрами обозначено:

  1. Картер — правая половина;
  2. Коленвал силового агрегата;
  3. Винты крепления промежуточного фланца;
  4. Сам промежуточный фланец;
  5. Изготовленная из жести конусная втулка (S 0,8 мм);
  6. Статор генератора;
  7. Винты М5 крепления генератора;
  8. Ротор генератора;
  9. Датчик вращения;
  10. Болт крепления ротора.

Электросхема

При переделке на работу без аккумулятора схема электропроводки ИЖ Планета 3 мотоцикла остается штатной:

  1. Провода к потребителям электроэнергии (габаритам, стоп-сигналам, головному свету и приборам) остаются без изменения;
  2. Штатная катушка зажигания заменяется на другую — типа Б300Б;
  3. электронный коммутатор КЭТ-1 можно расположить в инструментальном ящике, что способствует его защите от внешних факторов.

Совет: мотоциклисты, проделавшие данную переделку, отмечают несомненные плюсы перехода на бесконтактное зажигание.
Проводка ИЖ Планета 3 остается почти без изменений, зато происходит полный отказ от использования аккумулятора. Да и цена реконструкции небольшая.

Выводы: предложенный способ переделки опробован на тысячах мотоциклах отечественных владельцев (см. также ). И доказал свою состоятельность безотказной работой, улучшенным искрообразованием и уверенным пуском двигателя в суровых зимних условиях.

ГЕНЕРАТОР И УХОД ЗА НИМ

Источниками электрического тока на мотоциклах моделей «ИЖ» служат генераторы постоянного тока (рис. 62) с параллельным возбуждением и номинальной мощностью 45 вт при 1700 об/мин.

Статор генератора содержит 6 катушек возбуждения, соединенных последовательно. На статоре крепятся: клеммник 9, щеткодержатели 8, прерыватели 1 и конденсаторы 7. Якорь 3 имеет обмотку, состоящую из 31 секции, и коллектор 10. На мотоциклах ИЖ-Ю применяется генератор Г-36М2, на ИЖ-П - Г-36М1. На мотоциклах ИЖ-Ю2 и ИЖ-ЮЗ установлен генератор Г-36М8, на ИЖ-П2 и ИЖ-ПЗ - Г-36М7. Генераторы Г-36М1, Г-36М2 отличаются от Г-36М7 и Г-36М8 дополнительными сопротивлениями на катушке возбуждения. Поэтому для использования генератора Г-36М7 и Г-36М8 на мотоциклах ИЖ-Ю, ИЖ-П и ИЖ-56 необходимо устанавливать реле-регулятор РР-1, вместо реле-регулятора сб. 32. При установке нового двигателя ИЖ-ЮЗ или ИЖ-ПЗ на мотоциклы ИЖ-Ю, ИЖ-П или ИЖ-56 реле-регулятор сб. 32 можно не менять, а переставить только статор генератора со старого двигателя на новый, если он находится в хорошем состоянии. Уход за генератором во время эксплуатации сводится в основном к проверке крепления контактных соединений проводов, состояния коллектора и щеток. Допускается чистка коллектора стеклянной шкуркой. Применять наждачную шкурку не рекомендуется - при чистке наждачные зерна врезаются в пластины (ламели) коллектора и ведут к быстрому износу щеток.

РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРА

Возможные неисправности генератора: заедание щеток в щеткодержателях; загрязнение меж-ламельных пазов или износ коллектора; замыкание обмоток генератора на корпус или их витковое замыкание; задевание якоря о статор вследствие неправильной установки статора, якоря или износа правого коренного подшипника коленчатого вала; переполюсовка генератора из-за неправильного подключения проводов. Для определения причин и устранения неисправностей генератора необходимо:
1. Снять правую крышку картера.
2. Отсоединить провода от клеммника.
3. Отвинтить винты крепления статора и снять его.
4. Отвинтить болт крепления якоря.
5. Ввинтить в отверстие съемник якоря из комплекта инструмента и снять якорь.
6. Вынуть шпонку из паза полуоси.
После разборки детали протереть салфеткой, смоченной в бензине, и осмотреть. Задиры рабочих поверхностей ламелей удалить мелкозернистой стеклянной шкуркой. При большом износе коллектора его можно проточить на конусной оправке (конусность 1:5), углубить межламельные пазы на глубину 0,5 мм и удалить заусенцы. Поврежденную изоляцию катушек возбуждения и оголенные места их выводов закрасить эмалью. Осмотреть правую полуось коленчатого вала и конусное отверстие якоря. При наличии забоин зачистить их мелкозернистой наждачной шкуркой. При большом радиальном люфте заменить правый коренной подшипник коленчатого вала.
Для установки генератора на место следует:
1. Вставить в паз полуоси шпонку и установить якорь.
2. На болт крепления якоря надеть пружинную шайбу и кулачок прерывателя.
3. Ввернуть и затянуть болт, проследив за тем, чтобы усик вала якоря вошел в паз кулачка.
4. Поднять за провода щетки в щеткодержателе и установить статор на место, при этом штифт на правой половине картера должен войти в паз на торце статора.
5. Закрепить статор винтами и подсоединить провода к клеммнику.
После разборки и сборки генератора необходимо проверить опережение зажигания и при необходимости отрегулировать его. Регулировка зажигания описана в разделе «Система зажигания».

РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА . В системе электрооборудования мотоцикла аккумуляторная батарея и генератор соединены между собой параллельно. С увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя повышается число оборотов якоря генератора, а следовательно, и его напряжение. Поэтому, если в цепи генератор - аккумуляторная батарея не будет никакого регулирующего устройства, то аккумуляторная батарея при повышении напряжения генератора будет систематически перезаряжаться, что приведет к выходу ее из строя. Если же напряжение генератора будет ниже напряжения аккумуляторной батареи, то последняя будет разряжаться через генератор, который при этом может также прийти в негодность.
Функции такого регулирующего устройства выполняет реле обратного тока (РОТ) (рис. 63). Для обеспечения нормальной работы потребителей, установленных на мотоцикле, а также рационального режима заряда аккумуляторной батареи в заданных пределах в один блок с реле обратного тока включен специальный прибор - регулятор напряжения (РН).



Реле обратного тока состоит из сердечника электромагнита 4, якорька 3 с пружиной 12, двух контактов 1, 2 и ярма 13. На сердечник намотаны две обмотки: тонкая шунтовая (ШО) и толстая сериесная (СО). В свободном состоянии и при холостых (малых) оборотах двигателя контакты находятся в разомкнутом состоянии и все потребители получают питание от аккумуляторов. При возрастании числа оборотов якоря генератора повышается напряжение в сети. Соответственно повышается сила тока, проходящая через тонкую обмотку (ШО), сила притяжения сердечника преодолевает усилие пружины, якорек притягивается к сердечнику, контакты замыкаются, и электрический ток от генератора идет на зарядку аккумуляторной батареи и к другим потребителям. Как только напряжение генератора станет меньше э. д. с. батареи, контакты реле под действием пружины разомкнутся.

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ состоит из сердечника электромагнита 7, якорька 6, неподвижных и подвижного контактов 5, возвратной пружинки 8 и сопротивлений 9, 10. На сердечник регулятора напряжения намотаны три обмотки: шунтовая - ШО, компенсационная - КО и сериесная - СО. Когда якорь генератора не вращается или вращается с малым числом оборотов, двухсторонний подвижный контакт регулятора напряжения усилием пружины якорька прижат к верхнему неподвижному контакту, соединенному с массой. В этом случае обмотка возбуждения 11 генератора соединяется с массой через компенсационную обмотку КО и контакты б регулятора.
С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, идущий через сериесную обмотку, намагничивает сердечник электромагнита и притягивает якорек 6 регулятора и его двухсторонний контакт 5 перемещается в среднее положение, то есть размыкается. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора и компенсационной обмотки включаются соединенные последовательно сопротивления 10 и 9 на 4,4 и 1,2 ом. При дальнейшем возрастании числа оборотов якоря добавочного сопротивления недостаточно для предупреждения возрастания напряжения генератора сверх заданного предела. Якорек 6 сильно притягивается к электромагниту и двухсторонний контакт 5 прижимается к нижнему неподвижному контакту, замыкая накоротко обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора уменьшается, якорек регулятора напряжения возвращается в среднее положение или замыкается с верхним неподвижным контактом. Вибрируя, якорек 6 с двухсторонним контактом поддерживает напряжение генератора в пределах 6,5 - 7 в.
При перегрузке генератора сериесная обмотка регулятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает величину максимального тока генератора.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ И УХОД ЗА НИМ . Регулятор напряжения отрегулирован на заводе-изготовителе и нарушать эту настройку без надобности не следует. Уход сводится к наблюдению за состоянием крепления проводов к клеммам реле и содержанию его в чистоте.
Неисправность регулятора напряжения нарушает работу всей системы электрооборудования. Основными признаками неисправности являются: яркое горение ламп или перегорание их. Выкипание электролита и быстрый разряд аккумулятора, особенно при эксплуатации мотоцикла в ночное время. Во время эксплуатации мотоцикла контроль за работой регулятора осуществляется по красной контрольной лампочке, расположенной в фаре.
Включение контрольной лампы на оборотах (1100 - 1200 об/мин) свидетельствует о неправильной работе регулятора или генератора.
Эксплуатация мотоцикла при включенной контрольной лампе ведет к разрядке аккумуляторной батареи. Реле-регулятор - очень чувствительное устройство и доверить регулировку его можно специалисту, имеющему высокую квалификацию.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ производится на холостом ходу генератора, то есть без каких-либо нагрузок. Поэтому между контактами 1 и 2 реле обратного тока необходимо проложить изоляционную прокладку из бумаги. В этом случае катушка зажигания будет питаться от аккумуляторной батареи. К клеммам «я» и «м» подсоединить вольтметр. Запустить двигатель. На средних оборотах двигателя напряжения должно быть в пределах 7,3- 7,8 в. Если напряжение выходит из этих пределов, то вначале следует зачистить контакты 5 стальной пластиной (лезвием бритвы) толщиной 0,05 - 0,1 мм, но ни в коем случае не наждачной шкуркой. Зачистку производить только при неработающем двигателе. Если зачистка не дала положительных результатов, следует проверить зазор между якорьком и сердечником электромагнита 7 (0,9 - 1,1 мм), а также между контактами 5.
Величина зазора между контактами 5 проверяется следующим образом: между якорьком б и сердечником электромагнита 7 вставить щуп толщиной 1 мм и прижать якорек к сердечнику. В этот момент зазор между контактами б должен быть 0,25 - 0,30 мм (проверяется вторым щупом). Если величина зазора не выдержана, необходимо подогнуть держатель верхнего контакта. Снова проверить зазоры и напряжение. При необходимости напряжение можно отрегулировать, изменяя натяжение пружины 8 якорька путем подгибки нижнего держателя пружины. С увеличением натяжения пружины напряжение в цепи будет увеличиваться, с ослаблением - уменьшаться. Подгибать держатель пружины надо при неработающем двигателе, а при проверке напряжения вольтметром двигатель должен работать на повышенных оборотах.
После окончания регулировки регулятора напряжения следует убрать изоляционную прокладку из зазора между контактами реле обратного тока.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА . Для проверки и регулировки реле обратного тока (РОТ) нужен амперметр с нулевым положением стрелки в середине шкалы (шкала 5-0-5А). Вольтметр подсоединяется так же, как и при регулировке регулятора напряжения, а амперметр - последовательно к аккумуляторной батарее.
Прежде чем приступить к регулировке, необходимо проверить соответствие зазоров, величина которых должна быть: между контактами 1 и 2 - 0,25 - 0,35 мм и между якорьком 3 и сердечником электромагнита- 0,6 - 0,8 мм. При необходимости регулировки зазора между якорьком и сердечником следует сместить держатель контакта при ослабленных винтах.
Зазор между контактами реле регулируется подгибкой стойки контакта. Для проверки напряжения надо запустить двигатель и, плавно добавляя обороты, заметить напряжение, при котором контакты 1 и 2 замкнутся. В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка вздрагивает. Контакты должны замкнуться при напряжении в 6,0 - 6,4 в. Обратный ток включения реле при правильно установленных зазорах и напряжении включения должен быть в пределах 0,5 - 4 а. Если замыкание контактов происходит при большем напряжении, то нижний держатель пружины 12 надо подогнуть вверх, ослабляя усилие пружины. Если при меньшем, то держатель пружины отогнуть вниз. Регулировка производится на малых оборотах.



УСТАНОВКА РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА РР-1 НА МОТОЦИКЛЫ ИЖ-56, ИЖ-П, ИЖ-Ю . Реле-регулятор РР-1 может быть использован вместо регулятора сб. 32, который установлен на мотоциклах ИЖ-56, ИЖ-П, ИЖ-Ю. В этом случае надо отсоединить дополнительное сопротивление статора генератора от массы и конец провода изолировать. Для установки реле-регулятора на эти модели мотоциклов необходимо изготовить специальный кронштейн (рис. 64), который крепится на болтах инструментальных ящиков (размер определяется по месту крепления кронштейна). Кронштейн крепления старого реле надо удалить. Для обеспечения нормальной работы нового реле-регулятора присоединительные клеммы должны быть опущены вниз (рис. 65).

Те, кто владеет мотоциклом с шестивольтовым электрооборудованием знают, что самое слабое место это зарядка. То аккумулятор внезапно подсаживается, и завести мотоцикл целая проблема, то зарядка куда то пропадает и магически возвращается, иногда приходится ехать ночью без фары чтобы полностью не посадить аккумулятор… Электронное реле-регулятор является аналогом РР-1 (регулятор напряжения и реле обратного тока) и избавит Вас навсегда от этих проблем. Дополнительных переделок в схеме электропроводки мотоцикла не потребуется. Схема содержит минимум деталей, которые имеют много аналогов.

Данное реле применимо для мотоциклов Иж-56, Иж П-1,2,3, Иж Ю-1,2,3 , Ява «Старушка», Ява-634, Урал и Днепр с шестивольтовым оборудованием.

Схема реле представлена на рисунке. В исходном состоянии стабилитрон VD1 и транзистор VT1 закрыты, а VT2 открыт, поскольку на его базу через резистор R3 подается напряжение. Таким образом, через обмотку возбуждения (Ш) протекает ток и генератор вырабатывает напряжение.

Как только напряжение в бортовой сети превысит установленный порог (7,2 В), стабилитрон откроется и на базу VT1 поступит управляющее напряжение, что вызовет его открытие и шунтирование R3. Транзистор VT2 закроется, обесточив обмотку возбуждения. Напряжение в бортовой сети снизится и цикл повторится. Диод VD2 необходим для поглощения выбросов ЭДС самоиндукции обмотки возбуждения генератора.

Налаживание устройства заключается в подстройке резистором R1 порога открытия транзистора VT1. Для этого собранное устройство подключаем к лабораторному блоку питания к клеммам Я «+» и М «-». Параллельно диоду VD2 подсоединяем маломощную лампочку или контролируем наличие напряжения тестером. Плавно регулируем напряжение блока питания с 5 до 8 вольт. При правильно настроенном резисторе R1 лампочка должна загораться при напряжении 7,2 вольта. Следует учесть, что напряжение в сети будет меньше на 0,6 вольта чем порог срабатывания нашего реле, поскольку на диоде VD3 произойдет падение напряжения.

Схема, представленная на рисунке снизу, поясняет работу реле с генератором Г36.


Резистор любой R1 подстроечный малогабаритный сопротивлением 2000…470 Ом, желательно многооборотный для более точной подстройки. R2 R3 мощностью 0,5…0,125 Вт, могут отличаться от указанных номиналов до 50%. Стабилитрон можно заменить любым с напряжением пробоя 4,7…6,2 В. В крайнем случае можно воспользоваться цепочкой из 7-8 кремниевых диодов в прямом включении. Диод VD2 любой кремниевый с обратным напряжением не менее 100В и максимальным прямым током не менее 1А, а VD3 – не менее 10 А. VT1 – любой кремниевый NPN транзистор средней мощности. КТ606 удобен корпусом, который легко закрепить при навесном монтаже. VT2 можно заменить на любой транзистор NPN структуры с током коллектора не менее 5 А, правда в этом случае может потребоваться заменить R3 на резистор 200..300 Ом мощностью 0,5 Вт.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!