Компьютер. Радиоэлектроника. Блоки питания. Справочники. Источники питания. Радиосвязь

Выражение сомнения (или «открытый вызов»). Причины сомнения и "нездоровое сомнение"

Одной из важнейших причин возникновения сомнения является психологический феномен, называемый когнитивным диссонансом , который имеет место, когда человек сталкивается с противоречивой информацией о чем-то или о ком-то - будь это его собственные убеждения, мнения окружающих или какие-то слухи, указания. Если эти информационные потоки несогласованы между собой, то следствием их несоответствия будет внутренний конфликт, проявляющийся тревогой сомнения - переживаниями, сопровождающими нередко "разрушение" основ мировосприятия человека.

Вполне осознанным отверганием истинности того или иного суждения, заявления или убеждения, той или иной трактовки РЕАЛЬНОСТИ является скептицизм, который может быть, в частности, отражением личностной особенности человека. Человек просто не склонен что-то принимать на веру. При этом скептицизм может доходить порой до исключения самой возможности ПОСТИЖЕНИЯ не только ИСТИНЫ , но и даже более или менее объективного постижения отдельных ее аспектов.

Другой разновидностью скептицизма может стать навязчивое стремление докопаться до истины, разрушая и отвергая при этом уже существующие знания в данной области, мнения других людей или даже свои собственные убеждения, которые его не удовлетворяют.

Еще один аспект скептицизма заключается в НАМЕРЕННОМ низвержении авторитетов и утверждаемых ими ДОГМ , в протесте против ПРАВИЛ и РАМОК . В зависимости от МОТИВОВ подобные сомнения могут отражать стремление к познанию мира и себя в нем, к постижению истины, здоровый протест против ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ со стороны НЕСПРАВЕДЛИВЫХ авторитетов, но могут быть также одной из форм проявления ГОРДЫНИ или неприятия СУДЬБЫ , что рано или поздно проявляет свою деструктивность по отношению к ПОДЛИННОМУ Я человека.

***

Можно утверждать, что воинствующий скепсис, являющийся нездоровым сомнением, уводит человека от духовных поисков, то есть от стремления ПОСТИГАТЬ мир и себя, чтобы расти, чтобы идти по пути СТАНОВЛЕНИЯ , не только не теряя веры в БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ , но и утверждая их, не теряя веры в свою ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свою собственную СУДЬБУ , не переставая реализовывать СМЫСЛЫ своего бытия. "Человек обманывает себя, думая, что его сомнение и возражение против веры интеллектуально познавательны", утверждает Николай Бердяев:

"Человек живёт и держится ВЕРОЙ (не в догматическом смысле). Вера и УБЕЖДЕНИЕ выражают синтез душевной жизни, достигнутый ею целостный образ, образование личности. Только синтезирующий акт духа не допускает преврашения мира в кошмарное сновидение. Сомнение и длящися скепсис означают распад этого синтеза, собранности личности. Окончательное воцарение сомнения превращает жизнь в сновидение. Скепсис есть ослабление человека и смерть".

Бердяев подчеркивает, что "скепсис не ищет по-настоящему, не находится в движении; пределы скептика и ДОГМАТИКА сходятся в бездвижности, в замирании творческой жизни". Причиной этого Бердяев видит в том, что сомнение имеет эмоциональную и ВОЛЕВУЮ составляющие. Поэтому "скепсис застывший и длящийся, который не есть момент духовного пути и диалектического процесса мысли, означает неспособность к волевому избранию".

Пауль Тиллих подчеркивает, что, хотя в обществе и происходят обэктивные процессы, негатитвно сказывающиеся на духовности человека, все же угроза духовному центру человека (который, по мнению Тиллиха, представляет собой источник всех СМЫСЛОВ человека) исходит не извне:

"Именно сомнение подрывает и опустошает духовный центр человека. Человек стремится обладать истиной, но она ускользает. Ценности, на которые человек опирался, под огнём сомнения становятся относительными и, в конце концов, поражхенные сомнением, перестают служить человеку. В результате способность находить смысл ослабевает – и зарождается ОТЧАЯНИЕ . Чем меньше остаётся истин, убеждений, ценноцтей, не затронутых сомнением, тем сильнее отчаяние.

В конце концов сомнение возобладает, и отчаяние становится абсолютным. Это экзистенциальное отчаяние означает отсутствие НАДЕЖДЫ . Это «пограничная» ситуация; человек не способен продвинуться по ту сторону отчаяния: движение в будущее невозможно...

Человек, лишённый смысла в себе, а потому не способный найти смысл в своём мире, не способен установить экзистенциальную связь с самим собой и своим миром. Ничто из происходящего с ним не обладает для него реальностью и смыслом. Всё – ненастоящее".

Серен Кьеркегор также отмечает, что "предельное сомнение – это «сомнение бытием». Человек, дух которого заключен в оковы внешнего (то есть не ориентирующегося на уже упоминавшийся нами духовный центр своей собственной личности), который привязан ко всему земному, к миру объектов, рискует потерять опору в своем мире, и себя самого, если сомнению подвернаются эти внешние основы. Человек "может утолить это сомнение разрушением всего окружающего; только таким радикальным способом он надеется доказать самому себе реальность своего существования".

Карен Хорни отмечает, что сомнения могут быть проявлением УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДЫНИ , при которой человек начинает ненавидеть свое ПОДЛИННОЕ Я , не отвечающее тем высоким стандартам, которые устанавливает его ИДЕАЛЬНОЕ Я :

„Сомнения в себе могут быть результатом внутренних конфликтов и проявляться в бесконечных и бесплодных внутренних диалогах, в которых человек пытается защититься от собственных обвинений; они могут быть выражением ненависти к себе, чья цель – подорвать почву под ногами человека; они могут быть самым главным мучением“.

Это не здоровое сомнение в своих способностях или в возможности реализовать то или иное решение. Это тотальное сомнение в способности собственной личности, в праве человека быть

Этот прием состоит в высказывании утверждений, выражающих открытое сомнение (с точки зрения нашей оценки ситуации, обсуждаемой проблемы) в достоверности, правильности, правдивости того, что высказал собеседник. При использовании приема сомнение должно быть подкреплено доводами, фактами, примерами, аргументами, которые показывают партнеру на несоответствие его позиции реальной ситуации или фактам, а также на отрицательные последствия для реализации его или ваших интересов, если его позиция останется неизменной, и помогают ему увидеть проблему в более широкой перспективе взаимодействия. Например: «Извините, Борис Петрович, но мне трудно до конца поверить в то, что вы сейчас мне сообщили. Дело в том, что, наверное, следует учитывать еще и...». «Хорошо. А что ты скажешь, если при решении этого вопроса мы учтем...?» «Видите ли, если вы будете настаивать на таком решении проблемы, нужно просчитать все варианты того, что при этом может произойти и... . Оптимальным, на мой взгляд, будет...» Поскольку реакция высказывания сомнения несет в себе скрытое оценочное суждение, всегда существует опасение, что она может быть воспринята собеседником негативно. Поэтому применять этот прием следует только тогда, когда имеется уверенность или, когда мы субъективно чувствуем, что он даст нужный эффект. Его не следует использовать до тех пор, пока не установился психологический контакт с собеседником. То есть этот прием полезнее использовать на тех стадиях беседы, когда партнер уже готов выслушать наши оценочные суждения. 62 Выражение согласия или несогласия (одобрения, неодобрения) аналогично приему выражения сомнения также несет в себе оценочное суждение. Разница только в том, что одобрение, неодобрение, как свое оценочное суждение, мы высказываем открыто. Этот прием также полезно использовать на более поздних этапах беседы, встречи, когда сам собеседник просит нас высказать свою оценку. На начальных этапах беседы высказывание несогласия, неодобрения может приводить к нарушению психологического контакта. Даже выражение одобрения и согласия с высказываниями собеседника в начале разговора может приводить к нарушению контакта с последним, поскольку и наши одобрения могут восприниматься им как оценочные, принизительные, особенно если их тон будет воспринят как менторский. Например: «Ну, что же, решение правильное. Одобряю, одобряю». Или, наоборот, при чрезмерном выражении одобрения, согласия партнер может воспринять наши реакции, как уступчиво-принизительные и перестанет уважать нас. Однако, несмотря на эти отрицательные возможности, приемы выражения согласия, несогласия могут оказаться необходимыми и на более ранних стадиях беседы, если потребность партнера в оценочной реакции с нашей стороны настолько сильна, что его способность продуктивно вести беседу далее становится сомнительной. К директивным реакциям относятся совет, предложение, разъяснение. Приемами такого характера мы даем рекомендации по проблеме или ситуации, касающиеся либо одного, либо обоих собеседников. Такие приемы наиболее полезны в конце беседы. Они также должны подкрепляться доводами, фактами, примерами, аргументами, акцентировать внимание партнера на возможных положительных последствиях реализации значимых для него потребностей и интересов, если он примет наши советы, и отрицательных, если он проигнорирует их. Приемами в форме совета, предложения, разъяснения мы можем высказать партнеру свою позицию, цель, свой интерес, предпочтительный курс действий, предложить свое решение обсуждаемой проблемы и т. д. В психологическом плане важное значение имеет именно форма выражения: четкость, ясность, уверенность в собственных идеях, отсутствие защитных реакций, и главное- увязывание предлагаемого решения с потребностями и интересами собеседника. Это способствует формированию у него 63 представления о вас, по крайней мере, как о достойном партнере, с которым можно иметь дело. Убеждение, как вид директивного реагирования, часто называют отдельным приемом директивного общения. Этот прием считается более сильным, чем простой совет или рекомендация. В широком смысле убеждением считается процесс межличностного взаимодействия, в котором мы активно стремимся склонить партнера принять конкретную точку зрения, вызвать у него определенное психологическое эмоциональное состояние, склонить его занять определенную позицию или добиться его согласия на определенный курс действий, которые способствуют достижению наших целей, потребностей, т. е. в широком смысле убеждение совпадает с психологическим воздействием. В узком смысле под убеждением как способом психологического воздействия подразумевают достижение осознанного принятия партнером предлагаемой нами позиции, становящейся его собственным мотивом поведения. Когда же в ходе такого взаимодействия он принимает нашу позицию, соглашается с ней, не оценивая ее критически, такое воздействие называют внушением. И, наконец, если мы добиваемся от партнера согласия с нашей позицией, вопреки его внутренним убеждениям, взглядам и ценностям, а под давлением неизбежности наступления для него отрицательных последствий в случае несогласия, такое воздействие обычно называют принуждением, т. е. действует мотив страха, превышающий внутренние мотивы поведения. Такая классификация типов (приемов) воздействия в целом полезна, т. к. помогает отчетливее понять психологическую динамику конкретных случаев воздействия и степень их прочности при различных формах воздействия. Однако в практическом плане полезнее рассматривать убеждение не как простой прием директивного общения или один из приемов психологического воздействия наряду с внушением и принуждением, а в более широком смысле-как целостный процесс реального целенаправленного воздействия на партнера по общению или даже шире-как процесс ведения переговоров. И в этом процессе для достижения стоящих перед нами задач и целей используются все приемы как понимающего, так и директивного общения. Более того, этот процесс не обязательно заканчивается достижением целевой установки в ходе одной или нескольких встреч. В отличие от широко распространенного взгляда, что убеждение является эффективным средством психологиче-64 ского воздействия, если оно применяется достаточно изощренно, следует высказать одно ограничивающее соображение. Дело в том, что уговаривание собеседника (чистое убеждение, внушение, лесть, торг, морализование и т. д.) зачастую может изменить его поведение и мысли на какое-то время. Но приемы убеждения редко бывают эффективны, когда мы стремимся изменить те представления и взгляды человека, которые являются базовыми, центральными для его личности. По-существу, человека можно эффективно убеждать только в отношении тех взглядов и представлений, которые изначально конфликтны для него самого. Поэтому, если говорить о специфике убеждения, то главная задача состоит не просто в изменении взглядов и представлений собеседника, а в «зондировании» и отыскании «горячих», конфликтных точек в его убеждениях и взглядах, или задача превращения его взглядов и убеждений в конфликтные («расшатывание»). Принуждение, как правило, содержит скрытую или прямую угрозу, намерение наказать партнера, если он не будет действовать так, как хотим мы этого. Важно подчеркнуть, что в «чистом» принуждении до оппонента посредством предостережения, предупреждения, намека, требования, приказаний или угроз доводится информация о том, что мы осуществим (или наоборот не осуществим) конкретные действия, которые нанесут большой ущерб его жизненно важным интересам и целям, если последний не согласится действовать в нужном направлении. Однако принуждение в форме предупреждения или предостережения имеется в арсенале приемов убеждения. Их отличие от аналогичных приемов «чистого» принуждения в том, что советуя собеседнику поступить тем или иным образом, мы связываем этот совет с заботой о его и наших, интересах. При убеждении мы не угрожаем ему своими возможными отрицательными действиями. Мы лишь акцентируем его внимание на возможных выгодах или объективно возможных, независимо от нас, отрицательных последствиях для его потребностей и интересов. Например: а) предупреждение в убеждении: «Петр Иванович, я понимаю финансовые трудности вашей организации. Но если вы заключите такую сделку с этой торговой фирмой, то можете оказаться в еще более сложном положении. Главное в том, как вы сами заметили, 65 они не дают никаких гарантий, что смогут реализовать продукцию по требуемой цене и к нужному сроку». б) предупреждение в принуждении: «Андрей, несмотря на все мои аргументы, ты окончательно отказываешься выполнять свои же обещания. В таком случае, ты вынуждаешь меня обратиться за помощью к твоим конкурентам. Подумай, что тебе это может стоить. Я лично этого не хочу и предлагаю еще раз мирно разрешить наши разногласия». Принуждение в форме приказания или угрозы-это действительно последнее средство. Применение реакции принуждения ограничено теми ситуациями, в которых все прочие средства психологического воздействия оказались безрезультатными, и в то же время мы убеждены в необходимости навязывать свою волю собеседнику. В межличностных отношениях такая форма взаимодействия считается исключительной и малоприемлемой, если есть возможность ее избежать. В условиях служебных отношений принуждение также считается крайней формой воздействия, и может быть оправдано только целями организации или потребностями других людей в организации. С психологической точки зрения эффективность принуждения существенно зависит от формы его применения. Например, можно осуществлять принуждение в защитно-агрессивной форме, унижающей личное достоинство партнера или, наоборот, принуждение может осуществляться в косвенной мягкой форме, которую можно назвать принуждающим убеждением. Например: пациент, страдающий сердечным заболеванием, находится на приеме у хирурга, который должен его оперировать. Пациент достаточно начитался литературы, относящейся к его болезни, и знает, что существует два варианта основных хирургических процедур, которые могут быть использованы для его случая. Он спрашивает доктора: «Скажите, доктор, а какую из двух процедур вы хотите использовать, когда будете оперировать меня, т. к. я, видимо, буду настаивать на первом варианте?» а) прямая угроза, унижающая личностное достоинство: «Послушайте-ка. Позвольте уж мне самому решать, как лучше сделать операцию. Вы же не специалист, чтобы судить о технических вопросах хирургических процедур. Можете не волноваться-я все сделаю на высшем уровне. А если вас это не устраивает, ищите себе другого хирурга...». Все это произнесено с улыбкой на лице и высокомерно-снисходительным тоном. 66 б) принуждающее убеждение: «Вполне понимаю ваши тревоги и волнения, Ольга Николаевна. Но поверьте, я также заинтересован в успехе операции и лично уверен, что все пройдет хорошо. Если вы тоже поверите в успех и не будете волноваться о технических процедурах, то поможете и себе и нам. Я, надеюсь, вы верите моему профессиональному опыту и не захотите, чтобы я отказался от операции только потому, что вы настаиваете на варианте, который может оказаться опасным для вашего случая?» Приемлемость рассмотренных выше приемов реагирования в общении зависит прежде всего от цели беседы, встречи. В большой степени она зависит от уровня развития взаимоотношений, глубины изученности собеседника. В целом, реакции понимающего общения оказываются наиболее эффективными на ранних и средних стадиях бесед; реакции промежуточного уровня полезны на их поздних стадиях; директивные реакции наиболее приемлемы на конечных или финальных стадиях бесед. Необходимо подчеркнуть, что все рекомендации, касающиеся приемов общения-это суть общие рекомендации, а не жесткие правила, и не оптимальная модель развития взаимоотношений, установления психологического контакта или воздействия на партнера для любых случаев. Как мы неоднократно говорили ранее, приемлемость и полезность любой формы реагирования зависит от содержания конкретной ситуации, контакта, конкретных условий общения, мотивов, целей взаимодействия и т. д. 67 Медицинская энциклопедия Большой медицинский словарь Медицинские термины Атлас анатомии человека Большая психологическая энциклопедия Психологическая энциклопедия Психологический словарь Словарь по аналитической психологии Психотерапевтическая энциклопедия Толковый словарь психиатрических терминов Словарь по психоанализу Словарь нейролингвистического программирования Сексологическая энциклопедия Словарь медицинских препаратов Энциклопедия лекарственных растений Биологическая энциклопедия Биологический энциклопедический словарь Словарь микробиологии Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь. Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь Сельскохозяйственный словарь-справочник Ветеринарный энциклопедический словарь Словарь ботанических терминов Анатомия и морфология растений Жизнь животных Жизнь и ловля пресноводных рыб Рыбы России. Справочник Животные России. Справочник Грибы России. Справочник Породы сельскохозяйственных животных. Справочник Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах Термины и определения, используемые в селекции, генетике животных Словарь дрессировщика Философская энциклопедия Новейший философский словарь История философии Античная философия Китайская философия. Энциклопедический словарь. Энциклопедия эпистемологии и философии науки Словарь терминов логики Энциклопедия социологии Термины гендерных исследований Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора. Библейская энциклопедия Брокгауза Православный энциклопедический словарь Краткий церковнославянский словарь Католическая энциклопедия Ислам. Энциклопедический словарь. Словарь индуизма Буддизм Энциклопедия мифологии Религиозные термины Астрологическая энциклопедия Словарь восточных терминов Словарь символов Музыкальная энциклопедия Музыкальный словарь Русский рок. Малая энциклопедия Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Большая советская энциклопедия Современная энциклопедия Энциклопедия Кольера Большой Энциклопедический словарь Правила русского правописания Справочник по правописанию и стилистике Словарь управления Педагогическое речеведение Грамматологический словарь Толковый словарь Даля Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Ушакова Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Толковый словарь русского языка Кузнецова Толковый словарь Дмитриева Малый академический словарь Стилистический энциклопедический словарь русского языка Орфографический словарь-справочник Русский орфографический словарь Словарь лингвистических терминов Пятиязычный словарь лингвистических терминов Идеографический словарь русского языка Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера Этимологический словарь русского языка Крылова Этимологический словарь русского языка Семенова Справочник по этимологии и исторической лексикологии Этимологический словарь русского языка Словарь церковнославянского языка Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) Большой толково-фразеологический словарь Михельсона Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) Фразеологический словарь русского литературного языка Учебный фразеологический словарь Сводная энциклопедия афоризмов Словарь крылатых слов и выражений В.И. Даль. Пословицы русского народа Большой словарь русских поговорок Словарь иностранных слов русского языка Толковый переводоведческий словарь История слов Живая речь. Словарь разговорных выражений Словарь русского арго Русское словесное ударение Формы слов Словарь русской идиоматики Словарь синонимов Словарь антонимов Литературная энциклопедия Словарь литературных терминов Словарь литературоведческих терминов Поэтический словарь Литературные герои Энциклопедия Булгакова Лермонтовская энциклопедия Шекспировская энциклопедия Словарь русского языка XVIII века Словарь книжников и книжности Древней Руси Русские поэты Серебряного века Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён Словарь-справочник "Слово о полку Игореве" Античные писатели Художественная энциклопедия Энциклопедия культурологии Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия Словарь средневековой культуры Альтернативная культура. Энциклопедия Постмодернизм. Словарь терминов Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003) Географическая энциклопедия Географический атлас Демографический энциклопедический словарь Этнопсихологический словарь Города России Москва (энциклопедия) Санкт-Петербург (энциклопедия) Екатеринбург (энциклопедия) Вся Япония Словарь бизнес-терминов Юридический словарь Финансовый словарь Экономический словарь Большой бухгалтерский словарь Энциклопедический словарь экономики и права Энциклопедия юриста Большой юридический словарь Энциклопедический словарь конституционного права Административное право. Словарь-справочник Словарь-справочник уголовного права Словарь депозитарных терминов Словарь терминов антикризисного управления Дипломатический словарь Политология. Словарь. Словарь русских фамилий Словарь личных имен Советская историческая энциклопедия Исторический словарь Большая биографическая энциклопедия 1000 биографий Биографический словарь Энциклопедический словарь псевдонимов Русская история Энциклопедия русского быта XIX века Казачий словарь-справочник Все монархи мира Словарь полководцев Энциклопедия битв мировой истории Средневековый мир в терминах, именах и названиях Античный мир. Словарь-справочник Реальный словарь классических древностей Энциклопедия Третьего рейха Этнографический словарь

ПРАКТИКА НАЗЫВАНИЯ

СОМНЕНИЕ

Последний из обычных демонов, подвергающих испытанию нашу практику, – это сомнение. Для работы сомнение может оказаться самым трудным из всех препятствий, так как когда мы оказываемся его добычей, наша практика просто останавливается, мы парализованы. Нас могут осаждать всевозможные сомнения – сомнения по поводу себя и своих способностей, сомнения по поводу учителей, по поводу самой медитации.
«Действительно ли она действует? Я медитирую, но всё, что происходит, – это боль в моих коленях, я же чувствую беспокойство…» Мы можем сомневаться в том, что избранный нами путь является подходящей для нас практикой. «Это чересчур трудно, чересчур серьёзно; может быть, мне стоит попробовать пляски суфиев?»
Или мы думаем, что практика правильна, но время оказалось неподходящим; или практика правильна, время подходящее, но вот наше тело ещё не находится в достаточно хорошей форме. Объект сомнения не имеет значения; когда мы скептичны, сомневающийся ум улавливает нас, и мы оказываемся связанными.

Страстное желание и требовательность.
Называние гнева.
Называние страха и скуки.
Называние осуждения и сонливости.
Называние беспокойства.
Называние сомнения.
Подавление и удерживание.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

СОМНЕНИЕ - психологическое состояние, характеризующееся недоверием или неспособностью принять решение, либо процедура, сопровождающаяся воздержанием от суждения. Различают две формы С.: а) естественное или спонтанное С. - колебание, происходящее из неуверенности или невозможности предпочесть тот или иной способ мысли или действия: б) философское С. - фундаментальная гносеологическая и методическая операция, основанная на сознательном решении сомневаться; в истории философии представлена двумя формами: скептицизмом и методическим С. Родоначальником скептицизма является Пиррон из Элиды (IV в. до н.э.). Скептическое С., отправляясь от идеи Демокрита о недостоверности знания, носит радикальный и универсальный характер и ведет к признанию невозможности различить истину и ложь. Тем не менее оно направлено на разыскание истины. В дальнейшем скептическое С. принимает характер неизбежной теоретической универсалии (ставить под вопрос любые основания) и приводит к агностицизму (Юм ).

Методическое С. в виде апории впервые появляется в сократических диалогах Платона. Августин в полемике против академиков, отрицая принцип воздержания от суждения, указал на невозможность усомниться в существовании самого сомневающегося, а следовательно, на возможность истинного суждения. На этом принципиальном положении основан метод С. в философии Декарта, призывающего отвергнуть как абсолютно ложное все, что способно вызвать хоть малейшее С., чтобы увидеть, что останется несомненным. В отличие от скептицизма методическое С. имеет предварительный характер, однако также является радикальным (никакого промежуточного состояния между истиной и ложью) и подвергает С. все основания, когда-либо принятые на веру. Философское С. носит целиком волюнтаристский и рациональный характер, поскольку оно основано на чистом решении и мотивировано рассудочными причинами сомневаться. В христианском богословии и С. принимает форму искушения - испытания веры. В XX в. С. полностью психологизируется, акцент делается на мучительном переживании С. как состоянии тотальной неуверенности, отчаяния, трагического сознания (экзистенциализм). В (Фрейд ) С. - один из основных симптомов навязчивых состояний, сопровождающийся чувством вины, выражающийся в его постоянном переживании и возникающем вследствие этого торможении мыслей и действий.

Литература:

Секст Эмпирик. Соч. Т. 1-2. М„ 1975-1976;

Юм Д. Соч. Т. 1-2. М., 1965;

Августин. Творения. Т. 1. Киев, 1914;

Декарт Р. Соч. Т. 1.М., 1989;

Унамуно М. Назидательные новеллы. М.-Л., 1962.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 532.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!