Компьютер. Радиоэлектроника. Блоки питания. Справочники. Источники питания. Радиосвязь

Подбор катушки для спиннинга по параметрам. Устройство современной безынерционной катушки

А. Окуневский

Давно уже на российском рынке превалируют безынерционные катушки не отечественного производства. На упаковочных коробках, на самих катушках, в торговых каталогах - технические параметры изделий и их составные части в основном обозначены на английском языке, будь то катушка азиатского, западноевропейского или американского происхождения.

И споры и недоумения среди рыболовов о присутствии в конструкции тех или иных катушек различных устройств и механизмов не иссякнут, покуда продавцы их не будут снабжать нас нормальными техническими описаниями на русском языке. А сейчас ведь можно прочитать и про "антифрикционный подшипник", и про бесконечный винт , ошибочно называемый "червяком", да мало ли еще чего.

ABS (ADVANCED BALLISTIC SYSTEM) SPOOL - шпуля улучшенной для заброса системы. Ранее, в девяностых годах, ABS расшифровывалась как ANTI-BACKLASH SYSTEM - буквально система против соскальзывания (витков лески). И та, и та расшифровка верно отражают особенности шпули, имеющей боковой профиль в виде обратного конуса.

Благодаря такому профилю при подмотке (тип намотки лески - перекрестный) создается натяжение, достаточное для препятствования самопроизвольному соскальзыванию верхних витков лески, намотанных хоть под самый бортик шпули, - что и способствует увеличению дальности заброса.

Этого мало: и при неравномерной подмотке (возьмите, к примеру, проводку поппера) витки лески также сами собой не слетают, а это значит - долой "бороды" при забросе. Помимо этого, "обратный конус" позволяет устанавливать фрикционные диски большей площади в переднем тормозе, что увеличивает предельно допустимую нагрузку для того (см. MAX. DRAG POWER). На фото 1 - с лева направо: шпуля обычная под монолеску, шпуля ABS под "плетенку", шпуля LONG CAST, шпуля ABS под монолеску.

ADJUSTIBLE LINE LAY - (регулируемая намотка лески) - система для катушек с передним тормозом, дающая возможность выбора разных вариантов формы намотки лески (прямой конической, обратной конусности или цилиндрической) - в зависимости от количества установленных под шпулю прокладок, дополнительно поставляемых в комплекте. То же, что и WINDING SHAPE ADJUSTMENT

AERO WRAP - (фигурально - превосходная намотка) - система намотки лески плотными параллельными витками, что дает возможность леске сходить со шпули равномерно с минимальным трением (фото 2).

AIR BAIL (дутая дужка) - полая цилиндрическая дужка лесоукладывателя, обычно - из титана или высококачественной нержавеющей стали (фото З). Очень легкая, но достаточно жесткая. По сравнению с проволочной дужкой, у этой - мягче удар по леске.

Современные модели выполняются с коническим основанием (обозначение - NON-BENT А.В., NON-TANGLED А.В.), препятствующим после выполнения заброса захлестыванию лески за опорную стойку лесоукладывателя в момент закрытия дужки.

AIR METAL CONCEPT - (скорее всего, это можно перевести как "концепция применения авиационного металла") - обозначение, указывающее, что у катушки изготовлены из магниевого сплава (в среднем - на треть более легкого, чем высококачественные алюминиевые сплавы той же прочности) ротор, корпус и рукоять.

Кроме того, модели катушек этой концепции оснащаются легчайшими шпулями (например, из поликарбоната) и деталями передаточного механизма - тоже из легких, но очень прочных современных материалов. В итоге это приносит малую массу катушки в целом, легкость ее хода и чувствительность - при сохранении высокой надежности и достаточной мощности.

AR-B (ANTI-RUST BEARING) - антикоррозионный подшипник. Высококлассное изделие из нержавеющей стали хороших марок. По стоимости в несколько раз дороже обычных шарикоподшипников, но и рабочие характеристики здорово лучше. Разрабатывались специально для рыбалок в водоемах с соленой водой.

BAIL ARM - дужка лесоукладывателя (фото 4 - сплошная дужка).

BAIL SPRING, LIFETIME BAIL SPRING - пружина системы фиксации в открытом положении дужки лесоукладывателя; "вечная" (ха!) пружина дужки (фото 5).

BAIT RUNNER SYSTEM (а также BITE N"RUN, HIT AND RUN SYSTEM, FREE SPOOL SYSTEM) - система убегающей приманки. Дополнительный механизм для катушек среднего и большого размеров с задним фрикционным тормозом, использующихся для донной или живцовой ловли.

Позволяет после заброса с помощью специальной клавиши (FREE SPOOL LEVER) растормаживать шпулю при закрытой дужке лесоукладывателя и мгновенно вернуть поворотом катушечной ручки исходное, до заброса точно выставленное тормозное усилие, когда запонадобится подсечь и вываживать рыбу.

Оснащается кольцом (или верньером) грубой настройки, регулирующим величину стягивающего усилия (фото 6).

ВВ (BALL BEARING) - просто-напросто шарикоподшипник. В катушке их может быть аж до 15 штук, другой вопрос-какого качества (фото 7).

BRAKE SYSTEM - тормозная (фрикционная) система. То же, что и DRUG SYSTEM.

BUILD-IN-ROLLER, BUILT-IN-ROTOR (встроенный ролик, встроенный в ротор) - система крепления дужки лесоукладывателя с внутренней стороны ротора. Повышает прочность и надежность всего узла и предотвращает попадание лески внутрь механизма катушки. Если дужка крепится снаружи ротора - это обозначается OVERSIZED ROLLER.

CALIBRATED FRONT DRAG KNOB, MICRO PITCH FRONT DRAG - градуированный регулятор переднего фрикционного тормоза, микрошаговая (регулировка) переднего тормоза.

Система регулировки тормозного усилия фрикциона большой точности - порядка полусотни и более фиксированных и, главное, помеченных положений на оборот регулятора (фото 8). Важно при ловле тонкими лесками - всегда можно точно выставить требуемое усилие стягивания при смене диаметра лески.

CRBB (CORROSION RESISTANT BALL BEARING) - сопротивляющийся коррозии подшипник. По качеству аналогичен AR-B, но этот шарикоподшипник - закрытого типа, там сепаратор с шариками дополнительно защищен с торцевых сторон манжетными уплотнениями (SHIELD BB, DOUBLE SEALED BB), противодействующими проникновению внутрь подшипника абразивных частиц (фото 9).

DIGIGEAR - (сокращение от DIGITAL GEAR DESIGN - буквально "цифровой (в смысле - компьютерный) расчет передачи"), HYPERGEAR - суперпередача. Так обозначаются зубчатые передачи, изготовленные на станках с цифровым программным обеспечением, где можно добиться максимального пятна контакта ведущей шестерни и бронзового червячного колеса (фото 10), что способствует максимально равномерному распределению нагрузок в передаточном механизме и увеличению тяговых характеристик катушки.

Понятно, что зубчатая передача такой трудоемкости (говорят, изготовление ведущей шестерни занимает не менее получаса) делается для катушечных моделей топовых серий.

DOUBLE HANDLE - рукоятка, двойная рукоятка. Двойная рукоятка (фото 11) дает лучшую сбалансированность при вращении, входит составной частью в DYNA BALANCE SYSTEM (см. ниже)

DYNA BALANCE SYSTEM - система динамической балансировки (то же, что и GYRO SPIN BALANCED - отбалансировано во вращении).

DIRECT DRIVE HANDLE - рукоятка прямого привода. Эта рукоятка ввинчи вается непосредственно в передаточный механизм, в результате чего между рукояткой и механизмом не остается люфта (фото 12).

FIGHTIN" DRAG - буквально: тормоз для борьбы, т.е. тормоз для вываживания. Дополнительное устройство в заднем тормозе, позволяющее очень быстро, поворотом кольца с рычагом большим пальцем, увеличить (MORE) или ослабить (LESS) тормозное усилие фрикциона при вываживании рыбы (фото 13). В нейтральном же положении (определяется по щелчку) восстанавливается стягивающее усилие, заранее выставленное в зависимости от применяемой лески.

FLOATING SHAFT - плавающий вал. Система передачи движения, когда подшипники размещены по краям главного вала, в итоге подача шпули катушки осуществляется плавно, при этом минимизируется возникновение поперечных люфтов, в итоге увеличивается долговечность механизма.

FLUIDRIVE GEARING SYSTEM - плавно-движущийся зубчатый механизм. Это значит, что шестерни главной пары передаточного механизма - увеличенного размера, с зубьями специальной формы, к тому же шлифованные и притертые. Все это увеличивает мощность катушки и плавность ее хода.

FRONT (FRONT-MOUNTED) DRUG - передний (спереди расположенный) тормоз. Более удобен для спиннинга.

GEAR RATIO - передаточное число. Определяет, как быстро наматывается леска при вращении рукоятки. Если передаточное число 6:1, то при одном полном обороте рукоятки катушки лесоукладыватель совершает 6 оборотов. Обычно в диапазоне от 3,2:1 (спиннинг) до 6,2: 1 (поплавочная ловля).

HYBRID ALUMINIUM BODY - гибридный алюминиевый корпус. Это обозначение гибридного соединения алюминия и граффитосодержащих синтетических материалов, позволяющее при сохранении необходимой прочности значительно облегчить изделие, в частности - корпус катушки (фото 14).

INFINITE ANTI-REVERSE - сверхчувствительный антиреверс, INSTANT ANTI-REVERSE - мгновенный антиреверс, SUPER STOPPER - быстрый стопорный механизм. Еще - CONTINUOUS ANTI-REVERSE - антиреверс постоянного действия.

Все это - обозначения систем быстрой блокировки обратного хода катушки в виде обгонной муфты (см. ROLLER BEARING -фото 75), разница между ними - не принципиальная.

При включении с помощью специального рычажка практически намертво стопорит обратное вращение ротора у безынерционных катушек, свободное вращение рукоятки исключено.

Применение этой системы позволяет поддерживать постоянный контакт с приманкой, а при поклевке рыбы мгновенно сделать подсечку, исключая ударные нагрузки на шестерни передаточного механизма. Иногда в такой системе сочетают обгонную муфту и храповик: если даже подведет муфта, стопор все равно не выйдет из строя.

LINE CAPACITY - лесоемкость шпули. Выражается как в метрах, так и в футах, ft (1фут = 30,48 см).

LINE/HANDLE TURN -это длина лески, наматываемая при одном обороте рукоятки катушки.

LINE ROLLER - ролик лесоукладывателя.

LINE KEEPER CLIP - клипса для зажима лески (фото 16). Очень удобно для фиксации дальности заброса при, скажем, донной ловле - после забрасывания на нужную дистанцию, в клипсу заводится леска и только потом начинают подматывать.

LONG CAST SPOOL (GYPER CAST, MATCH SPOOL) - шпуля для дальнего заброса. Конусного профиля удлиненная шпуля, у которой соотношение расстояния между щечками катушки и диаметром переднего бортика - не менее 0,4 (см. фото 7).

У шпули данной конструкции верхняя часть намотки находится в опасной зоне "сдергивания", поэтому основное требование при использовании LC - сохранение свободной от лески зоны бортика не менее 2-3 мм.

MAIN SHAFT - главный вал передаточного механизма, на котором установлены ротор и шпуля.

MAX. DRAG POWER - максимальное тормозное усилие. Предельно допустимая нагрузка для фрикционного тормоза конкретной катушки.

ONE TOUCH FOLDING HANDLE (одним движением складываемая рукоятка) - у некоторых моделей катушек рукоять складывается в транспортировочное положение при нажатии на кнопку, расположенную у ее основания (фото 17). Обозначается также QUICK SNAP - быстрая защелка.

ONE TOUCH SNAP OFF SPOOL - одним движением снимаемая шпуля. Такие шпули, освобождаемые с вала ротора при помощи кнопочного механизма, характерны для катушек с задним тормозом (фото 18).

POSITIVE BAIL, POSITIVE CLICK BAIL - принудительно (т.е. вручную) откидываемая дужка, откидываемая со щелчком.

Конструкция возвратного механизма дужки лесоукладывателя. Обеспечивает ее надежную фиксацию, исключающую опасность обрыва лески при забросе.

POWER ROLLER - ведущий ролик (фото 19). То же, что и TWIST BUSTER (фото 20) - уничтожитель перекручивания. Еще - ANTI-TWIST LINE ROLLER.

Ролик лесоукладывателя, входящий в систему противозакручивания лески. Это конусный ролик с полусферическим углублением, фиксирующим леску в определенной плоскости, что способствует значительному снижению степени перекручивания лески - до 20 - 40%.

Вращается на микро-шарикоподшипнике, рассчитан на большие нагрузки. Часто - со стойким антифрикционным и антикоррозионным покрытием, например - из нитрида титана. Требует постоянного ухода: его следует обслуживать (чистить и смазывать) даже чаще, чем всю катушку.

REAR (REAR-MOUNTED) DRUG - задний (сзади расположенный) тормоз. Более удобен для неспиннинговых видов ловли.

REVERSIBLE HANDLE, CONVERTIBLE HANDLE, RIGHT/LEFT HANDLE - переставляемая ручка. Система установки ручки, позволяющая легко расположить ее как с левой стороны катушки, так и с правой.

RB (ROLLER BEARING) - роликовый подшипник. На деле - это не столько подшипник, сколько обгонная муфта, входящая в состав системы стопора обратного хода для ротора. В рыболовных катушках ставится на главном валу.

RCC (ROTOR CAST CONTROL) - контроль ротора при забросе. Во время броска и при открытом положении дужки лесоукладывателя система удерживает ротор в неподвижности - для защиты от самосброса дужки.

SLOW OSCILLATION, SUPER SLOW OSCILLATION (SSO) - медленное колебание, сверхмедленное колебание (шпули) - (то же, что и CLOSE WINDING SYSTEM - система плотной намотки, SILENT OSCILLATION - тихое качание). На катушках с этой системой вертикальную подачу шпули обеспечивает кривошипный механизм с минимальным количеством деталей.

В каретке механизма сделан паз специального профиля, который и обеспечивает равномерность возвратно-поступательного движения шпули. Этот простой механизм характеризуется малыми потерями на трение, надежен, практически бесшумен.

В то же время он обеспечивает ровную намотку: витки лески укладываются вплотную и параллельно друг к другу, один слой поверх другого, ниже верхнего слоя не остается незаполненного пространства, куда верхний слой лески мог бы попасть.

Когда дужка открыта и шпуля разматывается при забросе, леска сходит со шпули беспрепятственно. Катушки с этой функцией поставляются с дополнительными опорными шайбами шпули для оптимизации формы наматывания в зависимости от диаметра лески.

ТВ (TWIST BUSTER) см POWER ROLLER

TRIANGULAR ROTOR - треугольный ротор. Эта конструкция ротора исключает вибрацию при вращении, а также увеличивает жесткость и уменьшает инерционность катушки (см. фото 11).

VARISPEED SYSTEM, 2 SPEED SYSTEM - разноскоростная система, двухскоростная система. Система двухскоростного колебания шпули. Это более совершенный способ укладки лески на шпулю при намотке. Суть его заключается в том, что при вращении ротора возвратно-поступательные движения шпули происходят с различной скоростью.

Вперед шпуля движется быстро, а назад медленнее. Это позволяет виткам лески ложиться на шпулю без перехлеста и улучшает размотку при забросе.

WATERPROOF DRAG - влагозащищенный тормоз. Это всего лишь значит, что фрикционные шайбы тормоза выполнены из высококачественного графита.

WEIGHT - масса катушки. Пишется и в единицах СИ, т.е. граммах, и во внесистемных единицах - например, в унциях (Oz), 1 Oz = 28,4r.

WORM SHAFT SYSTEM - система червячного вала. То, что мы называем "бесконечный винт" (фото 21). Правильное название - винтовая передача с бесконечным винтом. Просто пишется она по-английски так же, как и червячная передача - endless screw.

И хотя по сути "червяк" и "бесконечник" - ближайшие родственники, но функционально первый предназначен для обеспечения большого передаточного отношения (аж до 300!) между скрещивающимися валами, и червяк является ведущим элементом, а второй - винтовая передача с небольшим передаточным числом (в нашем деле - до 8) и бесконечный винт - ведомым.

Собственно, он-то и способствует тому, что катушечная шпуля при вращении рыболовом рукоятки совершает возвратно-поступательные движения.

Разумеется, от этой детали зависит качество и тип намотки лески. Катушки с "бесконечником" специализируются на так называемой крестообразной намотке, которая является на сегодняшний день наиболее практичной.

Для некоторых фирм и моделей это достигается посредством разности углов захода канавок "бесконечника", и получается, что скорость движения шпули в разных направлениях неодинакова, за счет чего леска ложится на шпулю крест-накрест.

Так как витки при такой намотке не цепляются друг за друга, дальность заброса увеличивается, а число случаев запутывания лески (тем более - "плетенки") сокращается.

Идеальный вариант рыболовных катушек для удочек и спиннингов представляют безынерционные катушки. С их помощью можно ловить любую рыбу в самых разнообразных местах. Такие катушки являются наиболее распространенными среди любителей порыбачить и среди профессионалов.

Устройство безынерционной катушки и принцип работы

Рыболовные катушки бывают со шпулей:

  • открытой;
  • полузакрытой;
  • закрытой.

Эти названия подразумевают то, видна на них шпуля или нет, т.е. в варианте со шпулей закрытой и полузакрытой имеется в конструкции защитный колпак, который или полностью прикрывает шпулю или частично. Катушки полузакрытого и закрытого типа обладают существенными недостатками и почти не применяются в настоящее время.

С открытой шпулей устройство катушки выглядит следующим образом:

  1. Корпус, в котором расположен передаточный механизм.
  2. Шпулю для намотки лески.
  3. Лесоукладыватель с роликом.
  4. Тормоз (фрикцион).
  5. Ручку.

Принцип работы — во время заброса леска проходит через боковую щеку неподвижной шпули, для исключения сброса лишней лески. На шпулю с помощью специального лесоукладывателя происходит намотка лески. В момент заброса он отводится в сторону, что бы ни препятствует свободному сбросу лески. Поворачивая ручку лесоукладывателя, леска попадает на имеющийся там ролик, с помощью которого и осуществляется наматывание лески на шпулю. Шпуля может крепиться 2 способами: при помощи торцевой кнопки на замке или жестко. Последний вариант предпочтительнее, т.к. дает возможность менять шпули.

Для задач требуемых предельной нагрузки на леску при вытягивании рыбы применяется тормоз, который может иметь переднюю или заднюю регулировку. Это может быть специальный барашек на шпуле или ручка (применяется чаще и в работе лучше). Переключатели различного типа (флажковые, движковые) служат для оперирования тормозной системой. Удобны в работе переключатели движкового типа. Располагаются внизу или сзади на корпусе катушки.

Передаточный механизм располагается в корпусе. Для обеспечения возвратно-поступательное движение при намотке шпули, и при этом увеличивает скорость вращения лесоукладывателя.

Любая катушка характеризуется такими показателями:

  • передаточным числом;
  • количеством подшипников;
  • типом шпули;
  • емкостью шпули;
  • габаритными размерами;
  • весом.

Есть еще дополнительные показатели, на которые обращают внимание – нагрузка на фрикцион в кг и сколько см лески наматывается за один оборот ручки. На все эти показатели чаще ориентируются любители рыбной ловли.

Обозначения на катушке

На безынерционные катушки импортного производства могут наноситься следующие надписи:

  • Gear ratio – обозначает передаточное число, которое обозначает отношение оборота ручки к оборотам лесоукладывателя и чем оно больше, тем больше скорость подмотки;
  • Match Spool, Long Cast – эти надписи говорят о том, что можно совершать дальний заброс;
  • Ball bearing – это определяет количество подшипников;
  • ATS, или Anti-Twis – наличие антитвистовой (противозакручивающей) системы, которая снижает закручивание лески;
  • Fightin’ Drag – наличие двухступенчатой регулировки фрикционного тормоза;
  • Continuous anti-reverse – наличие специальной системы, которая необходима для того, что бы сильного удара по шестерням не было;
  • Avto Cast , или Speed Cast – наличие системы полуавтоматического заброса;
  • AVS, dyna balance – катушка оборудована противовибрационной системой;
  • Ergonomic design – говорит, о том, что применен эргономичный дизайн.

В обязательном порядке указывается соотношение диаметра лески и ее количество (емкость шпули).

Популярные производители и модели безынерционных катушек

Отечественные и зарубежные производители производят безынерционные катушки по разным технологиям и имеют широкий модельный ряд. Среди них особой популярностью славятся катушки производителей Японии, Китая и Европы.

Особой популярностью у любителей рыболовной ловли и считающихся основными из лучших пользуются безынерционные катушки японской компании Daiwa , которая является ведущим в мире производителем рыболовных товаров. Высокое качество и соответствие высоким стандартам – вот что характеризует продукцию компании. В настоящее время она производит более 50 наименований безынерционных катушек. Качество катушек созданных этой фирмой определяется:

  • правильно подобранным материалом;
  • точной балансировкой;
  • сносностью и достаточной жесткостью кинематической пары.

Многие рыболовы считают, что чем больше подшипников в устройстве катушки, тем она лучше, но с появлением нового антифрикционного материала высокого качества, который внедрили японские производители при производстве своего продукта, это стало не так актуально. Известно, что в катушках этой компании может устанавливаться от 1 до 15 подшипников, но, даже имея их в минимальном количестве, катушка работает идеально.

А так же безынерционные катушки, которые производить Daiwa представлены от недорогих моделей до элитных. Различаются они по следующим признакам:

  • сложности конструкции;
  • материалом, из которого они изготовлены;
  • по количеству элементов;
  • технологией производства.

Купить продукцию этой компании можно в довольно широком ценовом диапазоне – от 600 рублей до 45000 рублей и даже выше. Все модели обеспечивают:

  • максимально дальние забросы;
  • чувствительность при проводке;
  • плавный ход при проводке;
  • плавный силовой привод;
  • отсутствие биения и гула в катушке;
  • небольшой вес и габариты;
  • высокую долговечность;
  • продуманный дизайн.

Среди самых дешевых безынерционных катушек компании Daiwa, хорошо себя зарекомендовала модель серии Sweepfire В (Sweepfire 2500B) , которая имеет передаточное число равное 5.3:1, 1 подшипник, нагрузку на фрикцион при массе 4 кг, а при одном обороте ручки наматывается ровно 79 см лески, и емкость шпули составляет 0.5 мм/150 м и весом снасти 306 гр. Здесь имеется специальная система балансировки, складывающаяся и переустанавливаемая рукоятка. Стоит такая катушка 600 рублей.

Самая дорогая модель из серии Saltiga Z (Saltiga-Z5000) имеет передаточное число равное 4.3:1, 15 подшипников, нагрузку на фрикцион при массе 30 кг, а при одном обороте ручки наматывается ровно 101 см лески, и емкость шпули составляет 0.35 мм/370 м и весом снасти 825 гр. Катушки этой серии защищены от воды, имеют антикоррозионную защиту всех элементов. Шпуля изготовлена из дюралюминия, имеет титановый бортик, который покрыт металлокерамикой. Подшипник лесоукладывателя может выдерживать нагрузку до 80 кг. Используются как на легкие, так и на тяжелые приманки. Стоит такая катушка 45000 рублей.

Рынок пестрит катушкам весьма низкого ценового диапазона, особенно выделяются китайский производитель. Как правило, такая катушка служит не более 2 лет и ремонту не подлежит. Катушки по цене 450 рублей и ниже вообще не стоит брать в расчет, т.к. это не серьезно.

Катушки китайского производителя имеют привлекательный вид, а так же оснащены одними из самых современных систем, но изготовлены весьма некачественно. Живут они недолго и часто просто рассыпаются после непродолжительной эксплуатации.

Но и здесь можно найти приемлемый вариант. Хорошо известны рыболовам изделия марки Tica (модели Tica Cambria LZ2050 7+1bb, Tica Caiman CA205 и др.) они надежны и долговечны. Катушки этой фирмы тоже снискали мировую известность благодаря многолетнему сотрудничеству с компанией Daiwa. Но качество таких катушек нестабильное. Можно купить хороший экземпляр, а можно напороться и на явную халтурку.

Пожалуй, можно назвать еще одного китайского производителя, выпускающего неплохие катушки по невысоким ценам. Это фирма Okuma (модели Okuma Citrix 273-VLX, Okuma Tormenta TT-260WLX и др.) . Недостатки заключаются в намотке и неудобстве переключения стопора обратного хода (снизу, а не сзади). Подшипники отличные, обгонная муфта современная, в ролике лесоукладывателя подшипник большого диаметра.

Продукция европейского производителя представлена немецкой фирмой DAM (модели FIGHTER PRO MET. 160 FD 1283160, Катушка QUICK A-HEAD 100 1095100 и др.) – отличное качество и добротность. Великолепное исполнение, самые современные материалы, цена выше среднего уровня. Но они этого стоят. Купив такую катушку, можно быть уверенным в том, что она прослужит длительное время без всякого ремонта.

Еще один производитель надежных катушек — фирма Мitchell , находящаяся во Франции и специализирующаяся на выпуске товаров для рыбной ловли. Среди них знаменитые на весь мир такие безынерционные катушки как Tuff-Body Spro ZaltArc XS . Добротные, имеют защиту от соленой воды, защиту фрикциона от грязи и воды, механизм крестообразной намотки лески, шпули с клипсами для лески и специальную систему переднего фрикциона с тонкой настройкой. Если к этому добавить оригинальный дизайн, то эти катушки по праву считаются самыми надежными, несмотря на их цену, которая соответствует качеству.

Необходимо помнить, что многие производители свое производство переводят в другие страны и там уже такая катушка производится под торговой маркой другого производителя, что не всегда соответствует качеству оригинала. Иногда можно увидеть катушки без нанесения логотипа. Отсюда вывод – смотреть, что приобретаешь и ориентироваться на покупку товара известных фирм.

Как выбрать катушку

В первую очередь необходимо определиться со следующими условиями:

  • условиями рыбалки;
  • весом и размером наживки;
  • толщиной лески;
  • размером колец удилища.

Все эти параметры должны быть согласованы между собой.

Так же при выборе безынерционной катушки необходимо обращать на следующее:

  • люфт ручки вообще должен отсутствовать;
  • поперечного люфта шпули не должно быть;
  • леска должна наматываться плавно, ложиться равномерно;
  • лесоукладыватель не должен самопроизвольно защелкиваться;
  • катушка при быстром вращении не должна вибрировать;
  • переключатель свободного хода и фрикцион должен работать четко.

Характерные неисправности

Почему же ломаются катушки? Спиннинговая катушка - устройство достаточно сложное и причин ее поломок может быть немало. Разделим существующие неисправности на две основные группы. Первая - неисправности, вызванные неправильным хранением и транспортировкой катушек, и вторая - неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.

При небрежном хранении и транспортировке с катушкой может произойти масса неприятностей - от попадания в ее узлы песка и воды до механических поломок при падении и других нежелательных воздействиях. Попадание внутрь механизма песка и воды не сулит ничего хорошего, последствия этого - шелест подшипников из-за оказавшихся в них абразивных частиц и перемешивания смазки с водой, повышение шумности работы узлов вращения, ухудшение плавности хода. Если не обращать внимания на подобные отклонения в работе катушки, то такое безразличие может привести к преждевременному выходу из строя деталей, узлов и всего механизма.

При падении катушки в песок или воду дальнейшее использование катушки нежелательно. Ну а в процессе ловли нужно следить за состоянием поверхности корпуса катушки. При падении катушки на твердую поверхность, например, камни, вам вряд ли удастся отделаться легким испугом. В лучшем случае, у катушки может погнуться дужка лесоукладывателя или юбка шпули, в худшем последствия более печальные - изгиб центральной оси механизма, раскалывание корпусных деталей, излом ножки катушки, рычагов лесоукладывателя и другие повреждения.

Хранение катушек в холодных сырых помещениях, коими часто выступают гаражи и балконы, может привести к электролитической коррозии металлических частей катушки, разрушению резиновых деталей, потере свойств смазок (фото 1). Впрочем, избежать печального, а порой и летального исхода несложно, если хранить катушки в домашних условиях в чехлах, а еще лучше в жестких деревянных или пластиковых коробках. В продаже готовых коробок для катушек я не встречал, но изготовить что-либо своими руками не составляет особого труда, можно также использовать деревянные коробки от сигар. Неплохим домом для рыболовных катушек служит ящик для рыболовных снастей. При транспортировке спиннинговой снасти с установленной на удилище катушкой также лучше применять чехол (фото 2).

Рассмотрим неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.

Характерные признаки неисправности:

при вращении ротора катушки ощущается рокот, стук, заедание; под нагрузкой (при вываживании и проводке приманок, оказывающих значительное сопротивление) катушку подклинивает. Причина подобных явлений - неисправности в механизме главной передачи. Это самые неприятные и, к сожалению, чаще всего случающиеся поломки в процессе эксплуатации. Происходят они вследствие износа и обламывания зубьев ведущей шестерни при приложении к ним чрезмерно большой нагрузки, а также износа оси ведущей шестерни. Аварийные нагрузки возникают при неправильном вываживании рыбы, а также при попытке спасти приманку или оборвать шнур при зацепе в коряжнике. Причиной также может быть использование катушек не по назначению. К примеру, катушки с высоким (6,2:1; 6,0:1) передаточным отношением, не рассчитанные на большие нагрузки, применяются в качестве силовых. Подобное происходит и при неправильном выборе размера катушки. Возможно, ловля катушкой с меньшими габаритами и массой более комфортна, но ее ресурс при такой эксплуатации резко снижается. Не забывайте о том, что спиннинговая катушка является обыкновенным повышающим редуктором, но ни в коем случае не лебедкой!

Приведу несложный, но интересный расчет. Если принять, что при вываживании рыбы леска испытывает нагрузку в 5-6 кг, то с учетом передаточного отношения 5:1 при затянутом фрикционе на зубья ведущей шестерни действует нагрузка в 25-30 кг. Шестерни изготавливаются из алюминиевых сплавов, а для таких материалов подобные нагрузки являются критическими. Для того чтобы избежать неприятностей, при вываживании действуйте удилищем, подтягивая рыбу самим удилищем, и подматывайте леску катушкой во время опускания удилища в исходное положение. Таким образом вы снизите нагрузку на катушку. При зацепах воздержитесь от резких телодвижений и применения физической силы.

К сожалению, шестерни главной передачи (ведомая, ведущая) восстановлению не подлежат, поэтому их необходимо заменить новой парой.


Износ оси ведущей шестерни часто происходит из-за отсутствия на оси второго опорного подшипника (установлена втулка (фото 3) или наличия выработки в соединении "подшипник - ось шестерни". Предотвратить износ оси можно, заменив втулку подшипником. При незначительной выработке оси ее необходимо проточить и установить металлическую втулку.

Думаю, что не лишним будет уделить внимание системе фрикционного тормоза.

Она очень важна и одновременно выполняет несколько ответственных функций: защищает главный механизм от перегрузок, предотвращает обрыв лески при превышении ее разрывной нагрузки, позволяет рыболову грамотно вываживать рыбу. Поэтому к настройке фрикционного тормоза нужно относиться очень ответственно.

Самозатягивание фрикциона в момент стравливания лески - один из серьезных недостатков катушек невысокого качества. Последствия такого дефекта понятны: в лучшем случае - это обрыв лески и сход рыбы, в худшем - выход из строя механизмов катушки. Этот дефект является конструкторской недоработкой, "вылечить" его практически невозможно, поэтому при эксплуатации катушки с такими "сюрпризами" будьте особо внимательны!


Что касается механизма лесоукладывателя, то чаще всего неправильная укладка вызвана ограничением хода или заеданием рычага лесоукладывателя. Причины - потеря упругости или деформирование возвратной пружины механизма лесоукладывателя, попадание песка в место соединения рычага с ротором, отсутствие смазки (фото 6).

При включенном положении рычага стопора обратного хода ручка катушки вращается в обе стороны (отказ системы блокировки обратного хода). Эта неисправность, помимо дискомфорта при ловле, может привести к большим неприятностям, например, отбитым пальцам при вываживании крупной рыбы в том случае, если по каким-либо причинам вы выпустили из руки рукоятку катушки. Система стопора обратного хода в большинстве современных катушек выполнена на базе обгонной муфты. Отказ системы блокировки происходит чаще всего вследствие попадания в ее механизм густой смазки, грязи, воды, при загустевании смазки при ловле в мороз, в случае поломки или деформирования прижимных пружин роликов. При отклонениях в работе муфту следует разобрать (если позволяет конструкция), детали промыть и собрать с нанесением жидкой смазки. Обгонная муфта - механизм довольно сложный, поэтому ремонт лучше доверить опытному мастеру

Шумность работы ролика лесоукладывателя. Речь идет о шипении подшипника (подшипников), установленного в ролик лесоукладывателя. Причин подобного звукового сопровождения может быть две - либо из подшипника в процессе эксплуатации вымылась смазка, либо подшипник вышел из строя, причем опять-таки из-за отсутствия смазки или в результате попадания в него абразивных частиц. Для предотвращения преждевременного выхода из строя подшипника и устранения шума периодически рекомендуется добавлять в подшипник жидкую смазку. Однако добавление новой смазки в уже загрязнившуюся старую не решит вопрос кардинально. Если в ролике установлен обслуживаемый подшипник (открытый или с возможностью вскрытия), то его при прохождении ближайшего ТО желательно промыть в уайт-спирите или чистом техническом бензине и заполнить свежей смазкой. Лучше, когда эту процедуру выполнит специалист. Необслуживаемый подшипник (с завальцованными щечками) в том случае, если добавление новой смазки не устраняет шелест, подлежит замене.



Обрыв лески при забросе приманки.
Речь идет о так называемых отстрелах лески вследствие преждевременного закрытия дужки лесоукладывателя. Механизм возврата дуги лесоукладывателя может быть выполнен либо без фиксации дуги в открытом положении, либо по более прогрессивной схеме - с ее фиксацией (фото 7). В первом случае (без фиксации) преждевременное закрытие происходит в основном из-за потери упругости возвратной пружины дуги. Конструкция с фиксацией дуги более надежна.

Отказ в работе может быть обусловлен поломкой пластикового толкателя дуги (фото 7a), износом (в первую очередь) пластиковых элементов конструкции. Каким бы ни был механизм возврата дуги, с фиксацией или без, элементы этого узла в процессе эксплуатации разрушаются под действием ударных нагрузок при автоматическом возврате дуги. Поэтому для продления жизни этого узла производите возврат дуги вручную.

К неисправностям шпули отнесем механические повреждения поверхности буртика шпули - царапины, вмятины и другие дефекты. Такие дефекты снижают легкость схода лески со шпули, разрушают поверхностный слой лески. За состоянием поверхности необходимо следить, при появлении дефектов их необходимо зашлифовать, а поверхность буртика отполировать (полировку производить осторожно, чтобы не удалить слой напыления твердосплавного металла).

Стуки, биения в рукоятке катушки могут наблюдаться вследствие самопроизвольного откручивания зажимного винта рукоятки, износа деталей в механизме складывания рукоятки и неисправностей в бобышке рукоятки. Положение зажимного винта необходимо периодически проверять, при откручивании - затягивать (фото 8). Износ деталей в механизме складывания рукоятки происходит в процессе эксплуатации. Для уменьшения выработки рекомендуется предохранять механизм от попадания песка, содержать его в чистом и смазанном виде. В том случае, если в рукоятке установлен кнопочный механизм фиксации, то при раскладывании рукоятки для уменьшения последствий ударных нагрузок подпружиненную кнопку рекомендуется придерживать пальцем (фото 9).

Бобышка рукоятки может быть установлена на оси на опорных подшипниках или без них. При аккуратном обращении с катушкой установка бобышки на подшипниках имеет ряд преимуществ - минимальные люфты (часто с возможностью регулировки), плавность хода. Главные враги этого узла известны - попадание все тех же абразивных частиц песка, воды, а также отсутствие смазки.

Итак, мы рассмотрели ряд типичных неисправностей, встречающихся в процессе эксплуатации спиннинговой катушки. Несложно сделать вывод: чтобы катушка продолжительное время приносила вам максимум положительных эмоций, нужно всего-навсего позаботиться о выполнении простых и элементарных требований - аккуратно обращаться с катушкой во время ловли, при хранении и транспортировке, использовать ее в соответствии с предназначением, периодически проявлять заботу. Не сомневайтесь, механизм ответит вам идеальной работой.

По сравнению с инерционными катушками, устройство безынерционной катушки представляет сложный механизм. Многокомпонентность устройства с комплексом эксплуатационных требований с лихвой компенсируется универсальностью катушки. Дабы исключить поломки механизма, от рыболова требуется знание компонентов безынерционной катушки. Представленный материал поможет «разобраться» с устройством дросселя.

Безынерционная катушка - высокоточный механизм с отложенной системой синхронизации шестеренок.

В момент вращения ручки катушка выполняет следующие действия:
  1. Удерживает поклевку, стремящуюся улизнуть назад.
  2. Снижает степень прилагаемых усилий.
  3. Идеально укладывает леску на шпулю.

Момент открытия душки сопровождается свободным ходом главного шнура. Поворот душки на 90 0 соответствует фиксации роторного механизма. Чтобы намотать леску, рыболову приходится крутить рычаг.

Полный оборот рычага соответствует пяти полным оборотам роторного механизма. Параллельно дроссель двигает назад вперед, синхронизация движений позволяет идеально укладывать шнур.

В центре спиннинговой катушки расположен металлический стержень. На стержень монтируются металлические прокладки, развернутые технологическими бортами вовнутрь. Между прокладками устанавливается шпуля, скрепленная непосредственно с корпусом безынерционной катушки.

Обжимают конструкцию прокладки, изготовленные из сырого сукна, покрытые слоем высоко инертной смазкой. В момент затяжки шнура, вращения приводного вала прокладки сжимаются. Полное сжатие сукна предотвращает срыв лески со шпули.

Многослойная система прокладок с уверенностью противостоит крупным хищникам. Чтобы вытащить добычу из воды, рыболову приходится крутить ручку. Внутри корпуса катушки находится система из мелких шестерен. Поскольку на шестерне рычага в 5 раз больше зубцов, чем у шестеренки на стержне, полный оборот рычага прямо пропорционален 5 полным оборотам роторного механизма. Момент вращения роторного механизма сопровождается скручиванием лески с последующей укладкой на фаску накопителя.

Чтобы шнур укладывался ровно, ручка должна иметь идеальную синхронизацию с роторным механизмом. Дополнительно включается динамическая система стабилизации, состоящая из множества шестеренок.

Момент вращения шестеренок сопровождается движением штопора, приводящего в действие зонд. Зонд, прикреплённый к стержню, двигается по ограниченной дорожке, что приводит в действие центральный стержень, как итог, поступательные движения накопителя с леской.

Шпуля - съемный элемент, выполняющий функцию накопителя главного шнура. За счет поступательных движений центрального стержня шнур на фаски накопителя накладывается идеально ровно, вероятность образования узлов и захлестов сведена к нулю. Устройство подачи шпули Алгоритм подачи накопителя лески:

  • передача, построенная на винтах;
  • механизм взаимодействия шестерен и кулис.

Винтовое устройство накопителя лески основано на передаточной паре, инструкция по работе следующая: межосевое вращение главной пары приводит в действие «каретку», посредством кулачного кардана приводных шестеренок. Современные модели безынерционных катушек оборудуются винтами бесконечного цикла, благодаря резьбовой перекрестной нарезке на выходе строение получает шаг канав разного размера. Вследствие, разматывание накопителя происходит с быстрой скоростью, укладывание лески более медленное.

Форма профиля - геометрический отлив шпули, отвечающий за алгоритм укладки шнура.

Накопители лески оборудуются геометрическими профилями:
  • цилиндрической формы;
  • конической формы;
  • формы обратного конуса.

Цилиндрическая форма накопителя лески обеспечивает постоянный шаг намотки. Прямоугольная укладка лески повышает вероятность схода шнура со шпули, низкая себестоимость профиля порождает высокий спрос.

Коническая форма накопителя лески «шаг размещения шнура» прямо пропорционально увеличивается в направлении к бортам. Алгоритм укладки обеспечивает активацию функции «дальнего заброса», однако исход вероятен - регулировка осуществляется накладной шайбой.

Форма профиля накопителя «обратный конус»: укладка шнура уменьшается в направлении к бортам (антагонист конического профиля). Потенциальная вероятность схода лески сведена к нулю, защитный механизм препятствует дальним забросам.

Идеальная синхронизация шестеренок дросселя обеспечивает равномерное расположение лески, в случае образования наложений/перехлестов от катушки рекомендуется отказаться.

Фрикционный механизм - устройство динамического изменения усилий снятия шнура с бортов накопителя в момент активной поклевки или рывков. Стабилизатор выполняет функцию предохранителя, защищающего удилище и такое устройство, как катушка для спиннинга от критических нагрузок (обрыв шнура, перелом спиннинга).

Катушки с фрикционным механизмом классифицируются по локации расположения:
  • в передней части барабана;
  • в задней части барабана.

Расположение фрикциона не оказывает воздействия на функционал безынерционной катушки. Расположение фрикциона облегчает массу устройства; расположение сзади - строение, открывает доступ к быстрому съему накопителя.

В момент возникновения силы, воздействующей по направлению стягивания лески, спиннинговая катушка начинает вращаться в противоположном направлении. Задача фрикциона заключается в фиксации шпули, усилия стопора пропорциональны степени затяжки винта. Сила торможения не должна превышать 60-65%, устроена так, что по умолчанию защищена от разрывной нагрузки шнура (к примеру, для лески в 3 кг устанавливается значение 2 кг). Регулировка амплитуды поступательных движений фрикциона производится фронтальным винтом (шайба у изголовья накопителя).

Передаточное число

Передаточное число - отношение шестерен ведомого вала к отношению шестерен ведущего вала. В безынерционных дросселях передаточное число определяется отношением оборотов ротора к оборотам рукояти. Классическое представление: полный оборот рукояти оснастки соответствует пяти оборотам ротора (цифровой эквивалент: 5:1).

  1. Силовая катушка. Величина ПЧ: 3-4,5. Конструктивная особенность: металлическая шпуля, массивная рукоять, увеличенные размеры шестеренок. Использование высокопрочных материалов обеспечивает устойчивость механизма к экстремальным нагрузкам.
  2. Многоцелевая катушка. Величина ПЧ: 5-6,5. Устройство безынерционной катушки выполнено из классических материалов, применяемых в изготовлении безынерционных катушек.
  3. Скоростная катушка. Величина ПЧ: 6,5-7,5. Конструктивная особенность: легкие высокопрочные механизмы (схема). Оснастка нашла применение в динамической ловле, требующей от рыболова постоянной игры приманкой.

Выбор оснастки основывается на параметрах передаточного числа, локации расположения фрикционного тормоза, геометрии шпули и способе укладки лески. Отклонение от норм свидетельствует о некачественном изготовлении рыболовного атрибута. Продукцию рекомендуется приобретать исключительно в сертифицированных магазинах.

Безынерционная катушка - конструктивно сложное устройство, требующее регулярной чистки.

Соблюдение технологических требований обеспечит долгую жизнь оснастке, а катушка непременно одарит рыболова увесистыми трофеями.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!